Перевозка опасных грузов — один из наиболее сложных видов транспортных услуг. Сложен он и в подготовке, и в согласовании, и в исполнении. Отправитель и перевозчик должны учитывать огромное количество регламентирующих тонкостей — в противном случае грозят как минимум внушительные штрафы. А тонкостей здесь действительно много: от правильного определения класса опасности до комплектации транспортного средства. Причем в зависимости от способа перевозки требования тоже будут различными.
Чтобы вам было проще разобраться в правилах перевозки опасных грузов по России и СНГ, специалисты компании «Систем-System» подготовили подробный гайд. Если после прочтения останутся вопросы, просто свяжитесь с нами — проконсультируем вас в индивидуальном порядке!
Чтобы вам было проще разобраться в правилах перевозки опасных грузов по России и СНГ, специалисты компании «Систем-System» подготовили подробный гайд. Если после прочтения останутся вопросы, просто свяжитесь с нами — проконсультируем вас в индивидуальном порядке!
Опасными согласно действующим нормативам признаются те грузы, которые при неправильных действиях с ними могут спровоцировать следующие последствия:
Привести к этому могут самые разные грузы — включая и те, что окружают нас в повседневной жизни. Разновидностей веществ и продукции, попадающих в категорию опасных, действительно очень много. Официальная классификация насчитывает свыше 3 тыс. позиций, для каждой из которых установлен класс опасности и сопутствующие атрибуты.
Объемы опасных грузоперевозок очень велики и измеряются сотнями миллионов тонн в год. Без строгого регулирования это была бы фактически «бомба на колесах» планетарного масштаба. К счастью, эта отрасль строго регламентируется и на государственном, и на международном уровнях.
- пожар;
- взрыв;
- повреждение либо полное уничтожение транспортного средства или причинение иного материального ущерба;
- нанесение ущерба природе;
- травмирование или смерть людей;
- гибель животных.
Привести к этому могут самые разные грузы — включая и те, что окружают нас в повседневной жизни. Разновидностей веществ и продукции, попадающих в категорию опасных, действительно очень много. Официальная классификация насчитывает свыше 3 тыс. позиций, для каждой из которых установлен класс опасности и сопутствующие атрибуты.
Объемы опасных грузоперевозок очень велики и измеряются сотнями миллионов тонн в год. Без строгого регулирования это была бы фактически «бомба на колесах» планетарного масштаба. К счастью, эта отрасль строго регламентируется и на государственном, и на международном уровнях.
Разделение опасных грузов на классы установлено Европейским соглашением о дорожной перевозке опасных грузов ADR и российским аналогом ДОПОГ. Поскольку в большинстве такие грузоперевозки выполняются автотранспортом (хоть полностью, хоть частично), эти нормативы можно считать фундаментальными.
Итак, в соответствии с ADR/ДОПОГ установлены следующие классы опасных грузов:
Важно: классификация ДОПОГ позволяет относить грузы сразу к нескольким классам. В этом случае потребуется отдельная маркировка каждого назначенного класса.
Главная же задача указанной классификации — установить для каждой категории опасных грузов индивидуальные правила обращения и перевозки — как в РФ, так и за рубежом. Правила эти очень строгие, вариативность и разночтения здесь недопустимы. Ситуаций, когда от установленных требований возможны отклонения, всего лишь две: опасные вещества транспортируются в соответствии с технологической схемой в пределах места их изготовления, либо если их перевозят уполномоченные структуры.
Итак, в соответствии с ADR/ДОПОГ установлены следующие классы опасных грузов:
- 1 – вещества, которые могут спровоцировать возгорание либо взрыв, а также изделия, содержащие такие вещества. Сюда включают и пиротехнические изделия.
- 2 – газы в любой форме. Речь идет не только о горючих, ядовитых и химически неустойчивых веществах, но и о любых других газах.
- 3 – легковоспламеняющиеся жидкости, растворы, смеси. Транспортируя, перевозчик должен учитывать так называемую температуру вспышки, при которой жидкость начинает выделять горючие испарения.
- 4 – твердые соединения, способные загореться спонтанно или при контакте с другими предметами. Сюда же относят вещества, которые под действием воды могут выделять горючие газы.
- 5 – окислители различного происхождения, выделяющие кислород, поддерживающие горение или способные его спровоцировать.
- 6 – ядовитые и инфицированные вещества, при контакте с которыми возможно заболевание либо смерть человека, животных.
- 7 – радиоактивные грузы.
- 8 – мощные активаторы коррозии, а также едкие вещества, при случайном контакте, с которыми могут пострадать живые ткани. Это кислоты, щелочи и всевозможные их растворы.
- 9 – потенциально опасные грузы, требующие особых условий перевозки. Например, аккумуляторы, двигатели с остатками топлива, пластики, выделяющие при горении ядовитые вещества, и т. д.
Важно: классификация ДОПОГ позволяет относить грузы сразу к нескольким классам. В этом случае потребуется отдельная маркировка каждого назначенного класса.
Главная же задача указанной классификации — установить для каждой категории опасных грузов индивидуальные правила обращения и перевозки — как в РФ, так и за рубежом. Правила эти очень строгие, вариативность и разночтения здесь недопустимы. Ситуаций, когда от установленных требований возможны отклонения, всего лишь две: опасные вещества транспортируются в соответствии с технологической схемой в пределах места их изготовления, либо если их перевозят уполномоченные структуры.
Одного лишь отнесения опасного вещества к тому или иному классу недостаточно — при таком подходе не всегда раскрываются конкретные свойства груза. По этой причине были введены классификационные коды, указывающие именно на свойства:
Как видно, во многом коды совпадают с классами, но при этом позволяют точнее описать свойства опасного груза. Всю эту информацию указывают в маркировке.
Еще одна важная классификация — по группе упаковок. Если опасность высокая, назначается группа I, для средней опасности — группа II, для низкой — III. В соответствии с этим выбирают подходящую тару и обеспечивают необходимые условия транспортировки.
Важно: группа обязательно проставляется в накладной на груз.
- А – удушающие газы;
- С – активаторы коррозии;
- D – взрывоопасные соединения, используемые в фармакологии;
- F – легковоспламеняющиеся вещества;
- I – источники инфекций;
- М – иные опасные предметы и материалы;
- О – окислители;
- Р – химические соединения, выделяющие кислород;
- SR – нестабильные вещества, реакция в которых может начаться спонтанно;
- S – вещества, способные самовозгораться;
- Т – токсические вещества;
- W – сырье и материалы, выделяющие горючий газ при контакте с водой.
Как видно, во многом коды совпадают с классами, но при этом позволяют точнее описать свойства опасного груза. Всю эту информацию указывают в маркировке.
Еще одна важная классификация — по группе упаковок. Если опасность высокая, назначается группа I, для средней опасности — группа II, для низкой — III. В соответствии с этим выбирают подходящую тару и обеспечивают необходимые условия транспортировки.
Важно: группа обязательно проставляется в накладной на груз.
Выбор здесь широк. Львиная доля таких отправлений, конечно, перевозится автотранспортом, однако активно задействуются и железные дороги, и авиасообщение, и морские пути. Так что при необходимости можно составить маршрут доставки любой сложности со сменой нескольких видов транспорта. Вот только нужно учитывать, что у каждого из них будут свои требования как к подготовке груза, так и к организации всего процесса в целом. На таких тонкостях, а также на особенностях каждого из способов транспортировки остановимся подробнее.
Наиболее гибкий и быстрый способ. Обширная сеть автодорог позволяет планировать маршрут движения грузовика с учетом массы нюансов — вплоть до статистики заторов. По стоимости получается вполне демократично.
Однако здесь довольно строгие лимиты по объемам отправлений. Поэтому отправлять опасные грузы автотранспортом удобно, если партия небольшая. И расстояние доставки тоже не слишком велико. Плюс опять же у автомобильного транспорта серьезная зависимость от загруженности дорог. Впрочем, гибкость, удобство и доступность организации автодоставки компенсирует эти недостатки. Поэтому, как мы уже сказали, основной объем опасных грузов перевозится именно этим способом.
Что касается требований к транспорту, то они следующие:
Зачастую правила требуют еще и особую окраску грузовика. Все это прописано в нормативных актах — и должно неукоснительно соблюдаться.
Однако здесь довольно строгие лимиты по объемам отправлений. Поэтому отправлять опасные грузы автотранспортом удобно, если партия небольшая. И расстояние доставки тоже не слишком велико. Плюс опять же у автомобильного транспорта серьезная зависимость от загруженности дорог. Впрочем, гибкость, удобство и доступность организации автодоставки компенсирует эти недостатки. Поэтому, как мы уже сказали, основной объем опасных грузов перевозится именно этим способом.
Что касается требований к транспорту, то они следующие:
- своевременно пройденные техобслуживания;
- топливный бак отдален от аккумулятора и скрыт за перегородкой;
- электрооборудование большегруза питается от сети напряжением не более 24 В;
- машина укомплектована средствами защиты от пожаров и взрывов;
- имеются средства индивидуальной защиты;
- на крыше установлены мигалки оранжевого (желтого) цвета;
- на кузове имеется необходимая маркировка, сигнальные знаки, дополнительная информация в соответствии с требованиями регламентов.
Зачастую правила требуют еще и особую окраску грузовика. Все это прописано в нормативных актах — и должно неукоснительно соблюдаться.
В сравнении с автоперевозками более безопасный способ. А стоимость в пересчете на 1 кг груза получается еще более демократичная. Однако связываться с ж/д-доставкой стоит, если вам нужно перевезти на самом деле большую партию опасных веществ и материалов. Как минимум потому что совмещать их в вагоне с другими (обычными) грузами запрещено.
Также нужно учитывать то, что составы отправляются по строгому расписанию. С одной стороны, это упрощает планирование сроков отправки. С другой стороны, ставит вас в зависимость от графика отправлений.
Еще одна особенность, с которой придется мириться, — ж/д-доставка не слишком расторопная. Поэтому для срочной отправки это едва ли подходящий вариант. А вот для регулярных перевозок железная дорога вполне подходит.
В зависимости от свойств опасного груза могут быть задействованы вагоны разных типов:
При перевозке опасных грузов согласно действующим правилам безопасности подходящий тип вагонов подбирается с учетом класса и индивидуальных особенностей груза. Обязательное требование — соответствие каждого вагона нормативам Международной конвенции по безопасным контейнерам (КБК/CSC), принятой в Женеве в 1972 году, а также женевской Таможенной конвенции. О таком соответствии свидетельствует специальная табличка на вагоне. Нет таблички — вагон никто не выпустит в следование.
Важно: после разгрузки вагоны очищаются/моются/обезвреживаются в соответствии с классом и классификационным кодом перевозившегося груза. Если после разгрузки вагоны не были соответствующим образом очищены, то они возвращаются на станцию приписки по правилам перевозки опасных грузов.
Также нужно учитывать то, что составы отправляются по строгому расписанию. С одной стороны, это упрощает планирование сроков отправки. С другой стороны, ставит вас в зависимость от графика отправлений.
Еще одна особенность, с которой придется мириться, — ж/д-доставка не слишком расторопная. Поэтому для срочной отправки это едва ли подходящий вариант. А вот для регулярных перевозок железная дорога вполне подходит.
В зависимости от свойств опасного груза могут быть задействованы вагоны разных типов:
- бункеры с донной разгрузкой;
- вагоны-цистерны;
- ISO-контейнеры;
- контейнеры универсального назначения;
- традиционные крытые вагоны.
При перевозке опасных грузов согласно действующим правилам безопасности подходящий тип вагонов подбирается с учетом класса и индивидуальных особенностей груза. Обязательное требование — соответствие каждого вагона нормативам Международной конвенции по безопасным контейнерам (КБК/CSC), принятой в Женеве в 1972 году, а также женевской Таможенной конвенции. О таком соответствии свидетельствует специальная табличка на вагоне. Нет таблички — вагон никто не выпустит в следование.
Важно: после разгрузки вагоны очищаются/моются/обезвреживаются в соответствии с классом и классификационным кодом перевозившегося груза. Если после разгрузки вагоны не были соответствующим образом очищены, то они возвращаются на станцию приписки по правилам перевозки опасных грузов.
Главное преимущество авиадоставки — максимальная скорость. Самолетом можно предельно быстро переместить груз на большие расстояния, в том числе и между континентами. В то же время это самый дорогостоящий способ транспортировки, а вместимость грузового отсека сравнительно мала.
А еще доставка опасных грузов самолетом сопряжена с повышенным риском. В условиях большой высоты над землей изменяются атмосферное давление и окружающая температура. Плюс возможна сильная тряска. А, случись, что, устранить проблему в замкнутом пространстве в воздухе может не получиться.
Ввиду такой специфики ряд опасных грузов полностью запрещен к перевозке авиатранспортом:
Строгие требования предъявляются к грузовому отсеку самолета, где в обязательном порядке должны иметься средства фиксации груза, которые не дадут смещаться во время перелета; средства тушения пожаров с надлежащей маркировкой. Еще одно важное требование: грузовой отсек должен герметично отсекаться от пассажирского салона пассажиров и кабины.
Не менее строгие правила регламентируют оформление полетной документации, подготовку и фасовку грузов, тип самолета и т. д.
А еще доставка опасных грузов самолетом сопряжена с повышенным риском. В условиях большой высоты над землей изменяются атмосферное давление и окружающая температура. Плюс возможна сильная тряска. А, случись, что, устранить проблему в замкнутом пространстве в воздухе может не получиться.
Ввиду такой специфики ряд опасных грузов полностью запрещен к перевозке авиатранспортом:
- вещества, способные самовоспламениться при выходе из определенного температурного диапазона;
- соединения, содержащие фосфор, аммониевые компоненты, хлораты;
- вещества и материалы, избыточно чувствительные к ударам и вибрации;
- вещества, резко реагирующие на изменения температуры или механические воздействия;
- газы, температура которых заметно меняется при минимальных перепадах атмосферного давления.
Строгие требования предъявляются к грузовому отсеку самолета, где в обязательном порядке должны иметься средства фиксации груза, которые не дадут смещаться во время перелета; средства тушения пожаров с надлежащей маркировкой. Еще одно важное требование: грузовой отсек должен герметично отсекаться от пассажирского салона пассажиров и кабины.
Не менее строгие правила регламентируют оформление полетной документации, подготовку и фасовку грузов, тип самолета и т. д.
Наиболее демократичный по стоимости в пересчете на 1 кг груза, а также очень безопасный. Однако рентабельной морская доставка будет лишь в случае больших партий — чем крупнее фрахт, тем выгоднее. Кроме того, морская навигация в существенной степени зависима от погодных условий.
Важно: в сфере морских перевозок опасных грузов основополагающим документом является МОПОГ — аналог вышеупомянутого ДОПОГ, во многом схожий по структуре и содержанию.
Перевозить опасные грузы можно только на кораблях, имеющих соответствующую лицензию. Размещать такие отправления можно только в специально оснащенных помещениях с требуемым уровнем защиты, системами пожаротушения и экстренного оповещения. Кроме того, должна иметься система защиты от затопления и перегрузки судовой электросети.
Важно: со всеми портами, в которые будет заходить судно, нужно заключить соответствующие договоренности. В противном случае кораблю просто не дадут зайти в акваторию порта.
Что касается резервуаров для опасных грузов, то при морской доставке могут использоваться самые разные. Однако обязательно должны соблюдаться следующие нормы:
Важная особенность, касающаяся упаковки жидких грузов: при морской транспортировке должен использоваться прокладочный материал, который впитает жидкость при потенциальной утечке, не даст оказать негативное воздействие на корабль и природу.
Таким образом, перевозить опасные грузы можно самыми разными способами. Чтобы выбрать оптимальный вариант, следует вникнуть в особенности каждого такого способа и сопоставить их с вашими приоритетами и задачами. Например, если груз нужно перевезти как можно быстрее, то подойдет авиасообщение. Если вы отправляете большую партию груза внутри континента, то оптимальным вариантом будет железная дорога.
Важно: в сфере морских перевозок опасных грузов основополагающим документом является МОПОГ — аналог вышеупомянутого ДОПОГ, во многом схожий по структуре и содержанию.
Перевозить опасные грузы можно только на кораблях, имеющих соответствующую лицензию. Размещать такие отправления можно только в специально оснащенных помещениях с требуемым уровнем защиты, системами пожаротушения и экстренного оповещения. Кроме того, должна иметься система защиты от затопления и перегрузки судовой электросети.
Важно: со всеми портами, в которые будет заходить судно, нужно заключить соответствующие договоренности. В противном случае кораблю просто не дадут зайти в акваторию порта.
Что касается резервуаров для опасных грузов, то при морской доставке могут использоваться самые разные. Однако обязательно должны соблюдаться следующие нормы:
- тара соответствует действующим нормативам и имеет действующий сертификат освидетельствования;
- каждая партия промаркирована;
- опорожненные емкости утилизируются либо тщательно обрабатываются.
Важная особенность, касающаяся упаковки жидких грузов: при морской транспортировке должен использоваться прокладочный материал, который впитает жидкость при потенциальной утечке, не даст оказать негативное воздействие на корабль и природу.
Таким образом, перевозить опасные грузы можно самыми разными способами. Чтобы выбрать оптимальный вариант, следует вникнуть в особенности каждого такого способа и сопоставить их с вашими приоритетами и задачами. Например, если груз нужно перевезти как можно быстрее, то подойдет авиасообщение. Если вы отправляете большую партию груза внутри континента, то оптимальным вариантом будет железная дорога.
Еще раз напомним: все условия обращения с опасными грузами на всех этапах транспортировки строго регламентированы. До 2019 г. в России действовали т. н. Типовые правила перевозки опасных грузов, определявшие, что такой груз должен:
Сейчас же в действие вступили новые рекомендации по перевозке опасных грузов, уточняющие, расширяющие и актуализирующие список норм и правил.
В целом же, регламентировано в действующих документах действительно все: правила упаковки, требования к транспорту, водителя и экспедиторам. Большое количество требований предъявляется к документам. Перечислять все правила ни к чему, тем более часть из них мы же упомянули. Поэтому обратим внимание на нюансы:
Важно: за несоблюдение правил транспортировки опасных грузов предусмотрена уголовная ответственность.
- точно классифицироваться;
- правильно паковаться и маркироваться;
- отмечен специальными знаками или табличками;
- сертифицирован в документации на транспортировку;
- подготовлен к перевозке во всех прочих отношениях.
Сейчас же в действие вступили новые рекомендации по перевозке опасных грузов, уточняющие, расширяющие и актуализирующие список норм и правил.
В целом же, регламентировано в действующих документах действительно все: правила упаковки, требования к транспорту, водителя и экспедиторам. Большое количество требований предъявляется к документам. Перечислять все правила ни к чему, тем более часть из них мы же упомянули. Поэтому обратим внимание на нюансы:
- В отдельных случаях опасный груз должен перевозиться строго в сопровождении отправителя либо получателя. Так перевозят, в частности, перекись водорода, азотную кислоту, метиловый спирт.
- К сопровождению грузов допускаются только специалисты, обучившиеся обращению с грузом соответствующего класса и имеющие стаж работы в сфере перевозок от 3 лет.
- Для водителей, пилотов и т. д. проводится инструктаж по перевозке опасных грузов.
- На всем протяжении перевозки всеми участниками должна неукоснительно соблюдаться техника безопасности.
- На транспортных средствах должна присутствовать маркировка с определенным содержанием.
- Порядок погрузки следующий: сначала груз помещается в транспортный резервуар, после чего она загружается в транспортный отсек. На обоих этапах обязательна проверка на целостность и надежность.
Важно: за несоблюдение правил транспортировки опасных грузов предусмотрена уголовная ответственность.
Важным элементом подготовки груза к отправке является го маркировка. Здесь следует отразить следующую информацию:
- наименование перевозимых веществ/изделий;
- класс опасности, классификационный код, группа упаковки;
- код вещества согласно перечню ООН;
- сведения о грузоотправителе и грузополучателе;
- знаки, задающие условия манипуляций.
Транспортный резервуар должен отвечать следующим условиям:
- изготовлен из прочного надежного материала;
- внутренние поверхности не реагируют с транспортируемыми соединениями и изделиями;
- тара устойчива к температурным воздействиям, тряске, солнечному свету;
- размеры и грузоподъемность достаточны для поставленной задачи;
- если перевозятся жидкости, внутри должен иметься свободного места для компенсации температурного расширения и сжатия;
- опасный груз необходимо паковать герметично.
Особое внимание нужно уделить подготовке документов. По умолчанию требуются следующие бумаги:
К подготовке документов нужно отнестись максимально ответственно. И лучше заняться ей заблаговременно. Помните, что неисполнение даже единичного предписания правил может все перечеркнуть.
- лицензия перевозчика;
- согласованный маршрутный лист;
- аварийная карточка — руководство на случай экстренной ситуации;
- транспортная накладная;
- документы, подтверждающие прохождение специалистами соответствующего обучения и инструктажей;
- контакты всех исполнителей перевозки, а также владельца доставляемого груза;
- официальное разрешение на перевозку.
К подготовке документов нужно отнестись максимально ответственно. И лучше заняться ей заблаговременно. Помните, что неисполнение даже единичного предписания правил может все перечеркнуть.
Сам процесс подготовки и осуществления транспортировки таких грузов представляет собой последовательный процесс, в котором, как правило, выделяются следующие этапы:
Важно: погрузка-разгрузка опасных грузов должна выполняться техникой с действующим ТО и специалистами с соответствующим опытом.
На этом доставка опасного груза завершается. Задействованный транспорт возвращается в привычный режим эксплуатации.
- Планирование маршрута с учетом особенностей груза, норм законодательства, наличия промежуточных пунктов. Окончательная версия маршрута обязательно согласовывается.
- Оформление документов и подготовка опасного груза. Отправление классифицируется, запаковывается, маркируется.
- Погрузка в транспорт. Перед этим грузоотправитель и представитель компании-перевозчика еще раз проверяют целостность тары, пломбируют ее.
Важно: погрузка-разгрузка опасных грузов должна выполняться техникой с действующим ТО и специалистами с соответствующим опытом.
- Непосредственно доставка.
- Разгрузка и приемка грузополучателем по соответствующим документам.
- Удаление маркировки, очистка грузового бокса и самого транспорта.
На этом доставка опасного груза завершается. Задействованный транспорт возвращается в привычный режим эксплуатации.
Как мы показали, перевозка опасных грузов — это сложная, многокомпонентная услуга, требующая профильных знаний, внимательности к деталям, умения разобраться в действующих законодательных нормах. А цена ошибки здесь очень высока. Поэтому рациональным решением будет доверить подготовку и выполнение такой работы опытным исполнителям. Оказать, такую помощь,вам готовы специалисты международной транспортно-логистической компании «Систем-System».
За нашими плечами — многолетний опыт организации грузоперевозок самых разных грузов по всевозможным маршрутам. Мы работаем со всеми видами транспорта и всегда находим оптимальное решение для каждого клиента. Более того, взяв заказ в работу, мы берем на себя ответственность и за груз, и за согласованные условия доставки. В случае с опасными грузами это особенно актуально.
Наши менеджеры не просто подберут оптимальный маршрут доставки, но и проконтролируют все нюансы:
Мы лично отвечаем за быструю и беспроблемную доставку вашего груза — и сделаем для этого все необходимое!
Свяжитесь с нами любым удобным способом, расскажите о стоящей перед вами задаче — и мы подготовим для вас выгодное коммерческое предложение!
Наши менеджеры уже ждут вашу заявку!
За нашими плечами — многолетний опыт организации грузоперевозок самых разных грузов по всевозможным маршрутам. Мы работаем со всеми видами транспорта и всегда находим оптимальное решение для каждого клиента. Более того, взяв заказ в работу, мы берем на себя ответственность и за груз, и за согласованные условия доставки. В случае с опасными грузами это особенно актуально.
Наши менеджеры не просто подберут оптимальный маршрут доставки, но и проконтролируют все нюансы:
- соответствует ли транспорт особенностям перевозимого груза;
- соблюдены ли требования к оснащению грузового отсека и самого транспорта;
- получены ли все согласования;
- верно ли составлены документы;
- правильно ли нанесена маркировка и т. д.
Мы лично отвечаем за быструю и беспроблемную доставку вашего груза — и сделаем для этого все необходимое!
Свяжитесь с нами любым удобным способом, расскажите о стоящей перед вами задаче — и мы подготовим для вас выгодное коммерческое предложение!
Наши менеджеры уже ждут вашу заявку!