Как перевозить опасные грузы: способы и требования
Перевозка опасных грузов — один из наиболее сложных видов транспортных услуг. Сложен он и в подготовке, и в согласовании, и в исполнении. Отправитель и перевозчик должны учитывать огромное количество регламентирующих тонкостей — в противном случае грозят как минимум внушительные штрафы. А тонкостей здесь действительно много: от правильного определения класса опасности до комплектации транспортного средства. Причем в зависимости от способа перевозки требования тоже будут различными.
Чтобы вам было проще разобраться в правилах перевозки опасных грузов по России и СНГ, специалисты компании «Систем-System» подготовили подробный гайд. Если после прочтения останутся вопросы, просто свяжитесь с нами — проконсультируем вас в индивидуальном порядке!
Опасными согласно действующим нормативам признаются те грузы, которые при неправильных действиях с ними могут спровоцировать следующие последствия:
пожар;
взрыв;
повреждение либо полное уничтожение транспортного средства или причинение иного материального ущерба;
нанесение ущерба природе;
травмирование или смерть людей;
гибель животных.
Привести к этому могут самые разные грузы — включая и те, что окружают нас в повседневной жизни. Разновидностей веществ и продукции, попадающих в категорию опасных, действительно очень много. Официальная классификация насчитывает свыше 3 тыс. позиций, для каждой из которых установлен класс опасности и сопутствующие атрибуты.
Объемы опасных грузоперевозок очень велики и измеряются сотнями миллионов тонн в год. Без строгого регулирования это была бы фактически «бомба на колесах» планетарного масштаба. К счастью, эта отрасль строго регламентируется и на государственном, и на международном уровнях.
Классификация опасности по ДОПОГ
Разделение опасных грузов на классы установлено Европейским соглашением о дорожной перевозке опасных грузов ADR и российским аналогом ДОПОГ. Поскольку в большинстве такие грузоперевозки выполняются автотранспортом (хоть полностью, хоть частично), эти нормативы можно считать фундаментальными.
Итак, в соответствии с ADR/ДОПОГ установлены следующие классы опасных грузов:
1 – вещества, которые могут спровоцировать возгорание либо взрыв, а также изделия, содержащие такие вещества. Сюда включают и пиротехнические изделия.
2 – газы в любой форме. Речь идет не только о горючих, ядовитых и химически неустойчивых веществах, но и о любых других газах.
3 – легковоспламеняющиеся жидкости, растворы, смеси. Транспортируя, перевозчик должен учитывать так называемую температуру вспышки, при которой жидкость начинает выделять горючие испарения.
4 – твердые соединения, способные загореться спонтанно или при контакте с другими предметами. Сюда же относят вещества, которые под действием воды могут выделять горючие газы.
5 – окислители различного происхождения, выделяющие кислород, поддерживающие горение или способные его спровоцировать.
6 – ядовитые и инфицированные вещества, при контакте с которыми возможно заболевание либо смерть человека, животных.
7 – радиоактивные грузы.
8 – мощные активаторы коррозии, а также едкие вещества, при случайном контакте, с которыми могут пострадать живые ткани. Это кислоты, щелочи и всевозможные их растворы.
9 – потенциально опасные грузы, требующие особых условий перевозки. Например, аккумуляторы, двигатели с остатками топлива, пластики, выделяющие при горении ядовитые вещества, и т. д.
Важно: классификация ДОПОГ позволяет относить грузы сразу к нескольким классам. В этом случае потребуется отдельная маркировка каждого назначенного класса.
Главная же задача указанной классификации — установить для каждой категории опасных грузов индивидуальные правила обращения и перевозки — как в РФ, так и за рубежом. Правила эти очень строгие, вариативность и разночтения здесь недопустимы. Ситуаций, когда от установленных требований возможны отклонения, всего лишь две: опасные вещества транспортируются в соответствии с технологической схемой в пределах места их изготовления, либо если их перевозят уполномоченные структуры.
Классификационные коды — для большей точности
Одного лишь отнесения опасного вещества к тому или иному классу недостаточно — при таком подходе не всегда раскрываются конкретные свойства груза. По этой причине были введены классификационные коды, указывающие именно на свойства:
А – удушающие газы;
С – активаторы коррозии;
D – взрывоопасные соединения, используемые в фармакологии;
F – легковоспламеняющиеся вещества;
I – источники инфекций;
М – иные опасные предметы и материалы;
О – окислители;
Р – химические соединения, выделяющие кислород;
SR – нестабильные вещества, реакция в которых может начаться спонтанно;
S – вещества, способные самовозгораться;
Т – токсические вещества;
W – сырье и материалы, выделяющие горючий газ при контакте с водой.
Как видно, во многом коды совпадают с классами, но при этом позволяют точнее описать свойства опасного груза. Всю эту информацию указывают в маркировке.
Еще одна важная классификация — по группе упаковок. Если опасность высокая, назначается группа I, для средней опасности — группа II, для низкой — III. В соответствии с этим выбирают подходящую тару и обеспечивают необходимые условия транспортировки.
Важно: группа обязательно проставляется в накладной на груз.
Каким транспортом можно перевозить опасные грузы
Выбор здесь широк. Львиная доля таких отправлений, конечно, перевозится автотранспортом, однако активно задействуются и железные дороги, и авиасообщение, и морские пути. Так что при необходимости можно составить маршрут доставки любой сложности со сменой нескольких видов транспорта. Вот только нужно учитывать, что у каждого из них будут свои требования как к подготовке груза, так и к организации всего процесса в целом. На таких тонкостях, а также на особенностях каждого из способов транспортировки остановимся подробнее.
Перевозка опасных грузов автомобилем
Наиболее гибкий и быстрый способ. Обширная сеть автодорог позволяет планировать маршрут движения грузовика с учетом массы нюансов — вплоть до статистики заторов. По стоимости получается вполне демократично.
Однако здесь довольно строгие лимиты по объемам отправлений. Поэтому отправлять опасные грузы автотранспортом удобно, если партия небольшая. И расстояние доставки тоже не слишком велико. Плюс опять же у автомобильного транспорта серьезная зависимость от загруженности дорог. Впрочем, гибкость, удобство и доступность организации автодоставки компенсирует эти недостатки. Поэтому, как мы уже сказали, основной объем опасных грузов перевозится именно этим способом.
Что касается требований к транспорту, то они следующие:
своевременно пройденные техобслуживания;
топливный бак отдален от аккумулятора и скрыт за перегородкой;
электрооборудование большегруза питается от сети напряжением не более 24 В;
машина укомплектована средствами защиты от пожаров и взрывов;
имеются средства индивидуальной защиты;
на крыше установлены мигалки оранжевого (желтого) цвета;
на кузове имеется необходимая маркировка, сигнальные знаки, дополнительная информация в соответствии с требованиями регламентов.
Зачастую правила требуют еще и особую окраску грузовика. Все это прописано в нормативных актах — и должно неукоснительно соблюдаться.
Доставка опасных грузов по железной дороге
В сравнении с автоперевозками более безопасный способ. А стоимость в пересчете на 1 кг груза получается еще более демократичная. Однако связываться с ж/д-доставкой стоит, если вам нужно перевезти на самом деле большую партию опасных веществ и материалов. Как минимум потому что совмещать их в вагоне с другими (обычными) грузами запрещено.
Также нужно учитывать то, что составы отправляются по строгому расписанию. С одной стороны, это упрощает планирование сроков отправки. С другой стороны, ставит вас в зависимость от графика отправлений.
Еще одна особенность, с которой придется мириться, — ж/д-доставка не слишком расторопная. Поэтому для срочной отправки это едва ли подходящий вариант. А вот для регулярных перевозок железная дорога вполне подходит.
В зависимости от свойств опасного груза могут быть задействованы вагоны разных типов:
бункеры с донной разгрузкой;
вагоны-цистерны;
ISO-контейнеры;
контейнеры универсального назначения;
традиционные крытые вагоны.
При перевозке опасных грузов согласно действующим правилам безопасности подходящий тип вагонов подбирается с учетом класса и индивидуальных особенностей груза. Обязательное требование — соответствие каждого вагона нормативам Международной конвенции по безопасным контейнерам (КБК/CSC), принятой в Женеве в 1972 году, а также женевской Таможенной конвенции. О таком соответствии свидетельствует специальная табличка на вагоне. Нет таблички — вагон никто не выпустит в следование.
Важно: после разгрузки вагоны очищаются/моются/обезвреживаются в соответствии с классом и классификационным кодом перевозившегося груза. Если после разгрузки вагоны не были соответствующим образом очищены, то они возвращаются на станцию приписки по правилам перевозки опасных грузов.
Транспортировка по воздуху
Главное преимущество авиадоставки — максимальная скорость. Самолетом можно предельно быстро переместить груз на большие расстояния, в том числе и между континентами. В то же время это самый дорогостоящий способ транспортировки, а вместимость грузового отсека сравнительно мала.
А еще доставка опасных грузов самолетом сопряжена с повышенным риском. В условиях большой высоты над землей изменяются атмосферное давление и окружающая температура. Плюс возможна сильная тряска. А, случись, что, устранить проблему в замкнутом пространстве в воздухе может не получиться.
Ввиду такой специфики ряд опасных грузов полностью запрещен к перевозке авиатранспортом:
вещества, способные самовоспламениться при выходе из определенного температурного диапазона;
вещества и материалы, избыточно чувствительные к ударам и вибрации;
вещества, резко реагирующие на изменения температуры или механические воздействия;
газы, температура которых заметно меняется при минимальных перепадах атмосферного давления.
Строгие требования предъявляются к грузовому отсеку самолета, где в обязательном порядке должны иметься средства фиксации груза, которые не дадут смещаться во время перелета; средства тушения пожаров с надлежащей маркировкой. Еще одно важное требование: грузовой отсек должен герметично отсекаться от пассажирского салона пассажиров и кабины.
Не менее строгие правила регламентируют оформление полетной документации, подготовку и фасовку грузов, тип самолета и т. д.
Перевозка опасных грузов морем
Наиболее демократичный по стоимости в пересчете на 1 кг груза, а также очень безопасный. Однако рентабельной морская доставка будет лишь в случае больших партий — чем крупнее фрахт, тем выгоднее. Кроме того, морская навигация в существенной степени зависима от погодных условий.
Важно: в сфере морских перевозок опасных грузов основополагающим документом является МОПОГ — аналог вышеупомянутого ДОПОГ, во многом схожий по структуре и содержанию.
Перевозить опасные грузы можно только на кораблях, имеющих соответствующую лицензию. Размещать такие отправления можно только в специально оснащенных помещениях с требуемым уровнем защиты, системами пожаротушения и экстренного оповещения. Кроме того, должна иметься система защиты от затопления и перегрузки судовой электросети.
Важно: со всеми портами, в которые будет заходить судно, нужно заключить соответствующие договоренности. В противном случае кораблю просто не дадут зайти в акваторию порта.
Что касается резервуаров для опасных грузов, то при морской доставке могут использоваться самые разные. Однако обязательно должны соблюдаться следующие нормы:
тара соответствует действующим нормативам и имеет действующий сертификат освидетельствования;
каждая партия промаркирована;
опорожненные емкости утилизируются либо тщательно обрабатываются.
Важная особенность, касающаяся упаковки жидких грузов: при морской транспортировке должен использоваться прокладочный материал, который впитает жидкость при потенциальной утечке, не даст оказать негативное воздействие на корабль и природу.
Таким образом, перевозить опасные грузы можно самыми разными способами. Чтобы выбрать оптимальный вариант, следует вникнуть в особенности каждого такого способа и сопоставить их с вашими приоритетами и задачами. Например, если груз нужно перевезти как можно быстрее, то подойдет авиасообщение. Если вы отправляете большую партию груза внутри континента, то оптимальным вариантом будет железная дорога.
Общие организационные требования
Еще раз напомним: все условия обращения с опасными грузами на всех этапах транспортировки строго регламентированы. До 2019 г. в России действовали т. н. Типовые правила перевозки опасных грузов, определявшие, что такой груз должен:
точно классифицироваться;
правильно паковаться и маркироваться;
отмечен специальными знаками или табличками;
сертифицирован в документации на транспортировку;
подготовлен к перевозке во всех прочих отношениях.
Сейчас же в действие вступили новые рекомендации по перевозке опасных грузов, уточняющие, расширяющие и актуализирующие список норм и правил.
В целом же, регламентировано в действующих документах действительно все: правила упаковки, требования к транспорту, водителя и экспедиторам. Большое количество требований предъявляется к документам. Перечислять все правила ни к чему, тем более часть из них мы же упомянули. Поэтому обратим внимание на нюансы:
В отдельных случаях опасный груз должен перевозиться строго в сопровождении отправителя либо получателя. Так перевозят, в частности, перекись водорода, азотную кислоту, метиловый спирт.
К сопровождению грузов допускаются только специалисты, обучившиеся обращению с грузом соответствующего класса и имеющие стаж работы в сфере перевозок от 3 лет.
Для водителей, пилотов и т. д. проводится инструктаж по перевозке опасных грузов.
На всем протяжении перевозки всеми участниками должна неукоснительно соблюдаться техника безопасности.
На транспортных средствах должна присутствовать маркировка с определенным содержанием.
Порядок погрузки следующий: сначала груз помещается в транспортный резервуар, после чего она загружается в транспортный отсек. На обоих этапах обязательна проверка на целостность и надежность.
Важно: за несоблюдение правил транспортировки опасных грузов предусмотрена уголовная ответственность.
Требования к маркировке
Важным элементом подготовки груза к отправке является го маркировка. Здесь следует отразить следующую информацию:
наименование перевозимых веществ/изделий;
класс опасности, классификационный код, группа упаковки;
код вещества согласно перечню ООН;
сведения о грузоотправителе и грузополучателе;
знаки, задающие условия манипуляций.
Требования к резервуарам и емкостям
Транспортный резервуар должен отвечать следующим условиям:
изготовлен из прочного надежного материала;
внутренние поверхности не реагируют с транспортируемыми соединениями и изделиями;
тара устойчива к температурным воздействиям, тряске, солнечному свету;
размеры и грузоподъемность достаточны для поставленной задачи;
если перевозятся жидкости, внутри должен иметься свободного места для компенсации температурного расширения и сжатия;
опасный груз необходимо паковать герметично.
Общий пакет документов
Особое внимание нужно уделить подготовке документов. По умолчанию требуются следующие бумаги:
лицензия перевозчика;
согласованный маршрутный лист;
аварийная карточка — руководство на случай экстренной ситуации;
транспортная накладная;
документы, подтверждающие прохождение специалистами соответствующего обучения и инструктажей;
контакты всех исполнителей перевозки, а также владельца доставляемого груза;
официальное разрешение на перевозку.
К подготовке документов нужно отнестись максимально ответственно. И лучше заняться ей заблаговременно. Помните, что неисполнение даже единичного предписания правил может все перечеркнуть.
Перевозка опасных грузов поэтапно
Сам процесс подготовки и осуществления транспортировки таких грузов представляет собой последовательный процесс, в котором, как правило, выделяются следующие этапы:
Планирование маршрута с учетом особенностей груза, норм законодательства, наличия промежуточных пунктов. Окончательная версия маршрута обязательно согласовывается.
Оформление документов и подготовка опасного груза. Отправление классифицируется, запаковывается, маркируется.
Погрузка в транспорт. Перед этим грузоотправитель и представитель компании-перевозчика еще раз проверяют целостность тары, пломбируют ее.
Важно: погрузка-разгрузка опасных грузов должна выполняться техникой с действующим ТО и специалистами с соответствующим опытом.
Непосредственно доставка.
Разгрузка и приемка грузополучателем по соответствующим документам.
Удаление маркировки, очистка грузового бокса и самого транспорта.
На этом доставка опасного груза завершается. Задействованный транспорт возвращается в привычный режим эксплуатации.
Доверяйте профессионалам
Как мы показали, перевозка опасных грузов — это сложная, многокомпонентная услуга, требующая профильных знаний, внимательности к деталям, умения разобраться в действующих законодательных нормах. А цена ошибки здесь очень высока. Поэтому рациональным решением будет доверить подготовку и выполнение такой работы опытным исполнителям. Оказать, такую помощь,вам готовы специалисты международной транспортно-логистической компании «Систем-System».
За нашими плечами — многолетний опыт организации грузоперевозок самых разных грузов по всевозможным маршрутам. Мы работаем со всеми видами транспорта и всегда находим оптимальное решение для каждого клиента. Более того, взяв заказ в работу, мы берем на себя ответственность и за груз, и за согласованные условия доставки. В случае с опасными грузами это особенно актуально.
Наши менеджеры не просто подберут оптимальный маршрут доставки, но и проконтролируют все нюансы:
соответствует ли транспорт особенностям перевозимого груза;
соблюдены ли требования к оснащению грузового отсека и самого транспорта;
получены ли все согласования;
верно ли составлены документы;
правильно ли нанесена маркировка и т. д.
Мы лично отвечаем за быструю и беспроблемную доставку вашего груза — и сделаем для этого все необходимое!
Свяжитесь с нами любым удобным способом, расскажите о стоящей перед вами задаче — и мы подготовим для вас выгодное коммерческое предложение!